Зачем нужна медиация школе?
Подростки и дети «группы риска» часто вовлекаются в конфликты, становятся нарушителями или жертвами. Используемая нами восстановительная медиация позволяет подросткам избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (в том числе возместить ущерб), избежать повторения подобного в будущем.
Школьная среда часто не способствует освоению подростками навыков общения, культурных форм завоевания авторитета и формирования конструктивных способностей взаимодействия с другими людьми, необходимых для будущей жизни. Те способы реагирования на конфликты, которые обычно практикуются подростками и учителями, нередко оставляют подлинные конфликты неразрешенными.
Главная цель медиации – превратить школу в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей и т.д.).
Школьная медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня насилия в школе и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.
Зачем медиация нужна родителям?
Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.
Зачем медиация нужна детям?
В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.
В общем, можно сказать следующее: чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.
Школьная служба примирения это:
-Разрешение конфликтов силами самой школы.
-Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
-Профилактика школьной дезадаптации.
-Школьное самоуправление и волонтерское движение подростков школы.
Миссия ШСП:
-Создается альтернативный путь разрешения конфликтов
-Конфликт превращается в конструктивный процесс
-Приобретаются навыки активного слушания, лидерства и другие полезные коммуникативные умения
-Улучшаются взаимоотношения среди детей и взрослых
-Развивается чувство ответственности за свой выбор и решения, а также усиливается чувство личной значимости.
Цели:
— распространение среди участников образовательного процесса цивилизованных форм разрешения споров и
конфликтов (восстановительная медиация, переговоры и другие способы);
— помощь участникам образовательного процесса в разрешении споров и конфликтных ситуаций на основе
принципов и технологии восстановительной медиации;
— организация в образовательном учреждении не карательного реагирования на конфликты, проступки,
противоправное поведение и правонарушения несовершеннолетних на основе принципов и технологии
восстановительной медиации.
Задачи:
— проведение программ восстановительного разрешения конфликтов (восстановительных медиаций, «кругов
сообщества», «школьных восстановительных конференций», «семейных конференций») для участников споров,
конфликтов и противоправных ситуаций;
— обучение учащихся и других участников образовательного процесса цивилизованным методам урегулирования
конфликтов и осознания ответственности;
— организация просветительных мероприятий и информирование участников образовательного процесса о миссии,
принципах и технологии восстановительной медиации
Положение о школьной службе медиации ГБОУ школы №400 имени Александра Невского
Приказ о внесении изменений в состав школьной службы медиации
Приказ о создании школьной службы медиации